Математика
Олимпиада по математике имеет давнюю историю. Первый очный математический конкурс для выпускников лицеев был проведен в Румынии в 1886 году, а первая математическая олимпиада в современном смысле состоялась в 1894 году в Венгрии по инициативе Венгерского физико-математического общества, возглавляемого будущим Нобелевским лауреатом по физике Л.Этвешом. С тех пор с перерывами, вызванными двумя мировыми войнами, эти олимпиады проводились ежегодно.
Во многих странах олимпиадам предшествовали различные заочные конкурсы по решению задач. Так, например, в России они начали проводиться с 1886 года.
Первая математическая олимпиада в России была организована в Ленинграде в 1934 году по инициативе замечательного математика Б.Н.Делоне. Вполне вероятно, что это была первая городская математическая олимпиада. Уже на следующий год городская олимпиада прошла в Москве.
Позже Московский и Ленинградский университеты стали проводить олимпиады по физике и химии. До войны олимпиады проводились ежегодно и быстро завоевали популярность. Сразу после войны они были возобновлены и проводились первоначально только в больших городах, где были сильные университеты. В конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия математические олимпиады стали традиционными для многих городов Советского Союза, их проводили университеты и пединституты совместно с органами народного образования.
В Советском Союзе идея олимпиады объединила научных работников, преподавателей вузов, аспирантов, студентов, которые стремились выявить одаренных молодых людей, помочь их становлению. Этот общественный феномен был замечен и поддержан государством.
Первой математической олимпиадой, в которой приняли участие несколько областей РСФСР, стала проводившаяся в Москве олимпиада 1960-го года. Её иногда называют «нулевой» Всероссийской математической олимпиадой школьников. Официальная нумерация началась с 1961 года. На первую Всероссийскую математическую олимпиаду приехали команды почти всех областей РСФСР. Также были приглашены команды союзных республик. Фактически эти олимпиады стали Всесоюзными, ведь в них принимали участие победители республиканских олимпиад. С 1967 года эта олимпиада получила официальное название - «Всесоюзная олимпиада школьников по математике».
Всероссийская олимпиада школьников по математике организационно оформилась в 1974 году, когда по инициативе Министерства просвещения РСФСР, Министерства высшего образования РСФСР, общества «Знание» РСФСР и Центрального комитета ВЛКСМ был создан Центральный оргкомитет Всероссийской физико-математической и химической олимпиады школьников. Первыми руководителями математической части этой олимпиады стали профессор Московского государственного университета член-корреспондент АН СССР (впоследствии академик) В. И. Арнольд и доцент Московского физико-технического института А. П. Савин.
В 1976 году председателем Центрального оргкомитета Олимпиады стал академик B.C. Владимиров, а первым заместителем председателя - Л. К. Балясная, которая в то время была заместителем министра просвещения РСФСР, а до этого возглавляла отдел по работе со школьниками в ЦК ВЛКСМ. Заместителя председателя Оргкомитета и председателями Методических комиссий по физике, математике и химии были назначены, соответственно, профессор МГУ Ю. М. Широков, профессор МФТИ Г. Н. Яковлев и член-корреспондент АН СССР И. П. Белецкая. В состав Центрального оргкомитета, кроме представителей организаций-учредителей и работников органов народного образования, вошли члены редколлегий журналов «Физика в школе», «Математика в школе», «Химия в школе». В составы Методических комиссий наряду с учёными из Академии наук СССР, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Московского физико-технического института, Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина и других ведущих вузов Москвы вошли известные учителя и преподаватели специализированных физико-математических школ. Центральным оргкомитетом и методическими комиссиями были разработаны структура, задачи и цели олимпиады, которые в основном остаются неизменными и по настоящее время. Территория Российской Федерации была разделена на четыре зоны: Северо-Западную, Центральную, Юго-Западную и Сибири и Дальнего Востока. В отдельные зоны были выделены города Москва и Ленинград, в которых математические олимпиады начали проводиться ещё в 30-е годы. Организаторами Олимпиады было решено: в этих городах Олимпиаду проводить по традиционно сложившейся схеме. Этот особый статус Москвы и Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) сохранялся вплоть до 2010 года.
Согласно Положению об олимпиаде, Всероссийская олимпиада школьников по математике до 1992 года проводилась в четыре этапа: школьный, районный (городской), областной (краевой, республиканский) и зональный. До 1992 года заключительного этапа Всероссийской математической олимпиады не было, его заменяла Всесоюзная олимпиада школьников по математике, на которой Российскую Федерацию представляли шесть команд - это команды городов Москвы и Ленинграда и четырёх указанных выше зон. В 1992 году, в связи с распадом Советского Союза, Всесоюзная олимпиада проводилась под названием Межреспубликанской. В то время ещё была надежда на то, что будет в какой-то степени сохранено единство образовательного пространства на территории бывшего Советского Союза. С 1992-93 учебного года стал проводиться пятый, заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников, выявлявший наиболее талантливых юных математиков страны.
По итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады, а также зимних и летних сборов кандидатов в национальную команду России по математике, формируется состав команды Российской Федерации для участия в Международной математической олимпиаде (ММО).
Следует отметить, что команда школьников России впервые выступила на Международной олимпиаде в 1992 году, когда ещё выступала сборная команда СНГ. В том году Международная математическая олимпиада проходила в Москве, и Россия, как правопреемница СССР, выставила свою национальную команду. Свои команды выставили и многие бывшие Советские республики, а именно, те, новые руководители которых сочли возможным приезд в Москву своих школьников.
С 2009 года отменён федеральный окружной (бывший зональный) этап, так что теперь олимпиада проводится в 4 этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный. При этом Московская математическая олимпиада и Санкт-Петербургская математическая олимпиада перестали быть этапами Всероссийской олимпиады (ранее они приравнивались к федеральному окружному этапу олимпиады).
Места проведения заключительных этапов всероссийской олимпиады школьников по математике представлены в таблице:
№
|
Дата
|
Город
|
XXVI
|
12-18 апреля 2000
|
Казань
|
XXVII
|
19-26 апреля 2001
|
Тверь
|
XXVIII
|
21-29 апреля 2002
|
Майкоп
|
XXIX
|
4-19 апреля 2003
|
Орёл
|
XXX
|
19-25 апреля 2004
|
Чебоксары
|
XXXI
|
24-29 апреля 2005
|
Нижний Новгород
|
XXXII
|
21-26 апреля 2006
|
Псков
|
XXXIII
|
23-27 апреля 2007
|
Майкоп
|
XXXIV
|
19-24 апреля 2008
|
Кисловодск
|
XXXV
|
21-27 апреля 2009
|
Кисловодск
|
XXXVI
|
25-30 апреля 2010
|
Майкоп
|
XXXVII
|
25-30 апреля 2011
|
Великий Новгород
|
XXXVIII
|
25-30 апреля 2012
|
Смоленск
|
XXXIX |
23-29 апреля 2013 |
Нижегородская область (г. Саров) |
XL |
24-30 апреля 2014 года |
Ярославль |
Высказывания о математике:
В математических вопросах нельзя пренебрегать даже с самыми мелкими ошибками. (И. Ньютон)
Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть - и далее подтвердить это, - что, следуя этому методу, мы достигнем цели. (Г. Лейбниц)
Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, - это быть точным, второе - быть ясным и, насколько можно, простым. (Л. Карно)
Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни. (И.Л. Лобачевский)
Много из математики не остается в памяти, но когда поймешь ее, тогда легко при случае вспомнить забытое. (М.В. Остроградский)
Задача заключается не в том, чтобы учить математике, а в том, чтобы при посредстве математике дисциплинировать ум. (В. Шрадер)
Правильному применению методов можно научиться только применяя их на разнообразных примерах. (Г. Цейтен)
Математика - это цепь понятий: выпадет одно звенышко - и не понятно будет дальнейшее. (Н.К. Крупская)
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их! (Д. Пойа)
Трудность решения в какой-то мере входит в само понятие задачи: там, где нет трудности, нет и задачи. (Д. Пойа)
Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым. (А.П. Конфорович)
Доказательство - это рассуждение, которое убеждает. (Ю.А. Шиханович)
Как и другие науки, математика возникла из практических нужд людей: из измерения площадей земельных участков и вместимости сосудов, из счисления времени и их механики. (Ф. Энгельс)
Великая книга природы написана математическими символами. (Галилей)
В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики. (И. Кант)
Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике. (Д. Сантаяна)
Математика - единственный совершенный метод, позволяющий провести самого себя за нос. (А. Эйнштейн)
А вот нужны ли математические знания для того, чтобы в максимальной степени использовать возможности, предоставляемые современным компьютером? Рискну предположить, что без них не обойтись. Почему? Да потому, что компьютер подобен двуликому Янусу. С одной стороны – "железо”... Описать наиболее важные части "железа” может лишь математика. Причём в довольно абстрактных, "непрактичных” на уровне лабаза разделах. С другой стороны – "софт. Под тончайшим слоем дружественных интерфейсов и геологическими пластами кода лежит прочнейший скелет булевой алгебры. Дисциплины, возникшей не из практических нужд, но из попыток математиков XIX века привнести некоторую упорядоченность в свою науку. (М. Ваннах)
|