![]() |
Авторизация
Подписка на рассылку
Поиск по сайту
|
ГеографияИстория географических олимпиад начинается с 1950 г., когда на географическом факультете Московского государственного университета им. Ломоносова стали проводить Олимпиаду МГУ по географии. Поначалу в ней участвовали только московские школьники, но впоследствии школьники и из других районов СССР изъявили желание участвовать в Олимпиаде, поэтому было решено придать олимпиаде МГУ статус открытой. Благодаря этому Открытая олимпиада МГУ по географии стала одной из самых массовых по числу участников олимпиадой по географии в мире. Затем подобные соревнования стали появляться в других крупных советских городах, таких как Ленинград, Горький и др. В связи с развитием олимпиадного движения в 1991 г. было решено провести Первую Всесоюзную олимпиаду школьников по географии, которая прошла в Крыму в городе Керчь. Участники этой олимпиады представляли РСФСР, УССР, БССР, УзССР. После распада СССР олимпиадное движение продолжало развиваться, и в марте 1992 г. под Ярославлем состоялась I Всероссийская олимпиада школьников по географии. Её задания были составлены научными сотрудниками географического факультета МГУ - А. С. Наумовым, А. И. Даньшиным и Н. Б. Денисовым. С 1992 по 2012 гг. прошла уже 21 олимпиада. За это время местом проведения заключительного этапа побывали 17 городов. Орёл принимал олимпиаду дважды, Тверь - трижды. Заключительный этап олимпиады вначале состоял из двух туров - теоретического и практического (с 2001 г. - полевого), а с 2010 г. включает три тура - теоретический, практический (полевой) и тестовый. С 1994 г. в программу олимпиады был включен конкурс знатоков. С 2004 г. генеральным партнёром олимпиады стал «Вокруг Света», а с 2010 г. в её организации и проведении принимает активное участие Русское географическое общество. В первом - теоретическом туре участникам предлагается решить письменные задачи по различным темам школьного курса географии. Не менее четырёх задач соответствуют темам, изучаемым в 6-9-х классах, две - в 10-11-х классах; еще одна задача, как правило, связана с историей географической науки и с географическими открытиями. Таким образом, задания доступны и для участвующих в заключительном этапе олимпиады девятиклассников, и для учеников 10-11-х классов. Второй - практический (полевой) тур проводится на местности для выявления умения участников работать на местности и их способностей применять на практике географических знания и навыки. Участники должны, ориентируясь по топографической карте и используя компас, пройти заданный маршрут. Маршрут разбит на несколько последовательных этапов, на каждом из которых есть контрольный пункт, где отмечается прохождение маршрута, и точка задания, где выдаются листы для ответов на вопрос. За ограниченное время (10-15 минут) участники должны измерить некоторые параметры (например, измерить рН почвы, с помощью подручных средств определить ширину реки, скорость ее течения), провести определенные наблюдения и письменно ответить на предложенные вопросы. После сдачи листа для ответов они продолжают движение по маршруту к следующей точке. Места проведения заключительных этапов всероссийской олимпиады школьников по географии представлены в таблице:
Высказывания о географии: «Всякая параллель уверена, что могла бы стать экватором, если б ее не ущемляли в правах» (Марк Твен) «Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален» (Козьма Прутков) «История есть география во времени, а география - история в пространстве» (Жан Жак Элизе Реклю) «Ни одной науке не обходятся так дорого открытия, как географии. За каждую крупицу знаний заплачено человеческими жизнями.» (С. Забелин) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||