Главная РУДН
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Поиск по сайту
Полезная информация

Любите искусство в себе…

20.04.2019

Так говорил великий Станиславский, и его завету следуют те, кто понимает великую силу искусства.

Когда зародилось искусство? Кто и зачем первым набросал свои очертания на стене пещеры, выдул первые звуки из самодельного рожка, соединил свои руки в ритуальном хороводе? О том, что не хлебом единым жив человек, рассуждали наперебой в эти дни в древней Казани 177 начинающих ценителей и знатоков искусства (мировой художественной культуры) из 55 регионов России. С 16 по 19 апреля они доказывали, что без искусства люди прожить не могут. Ведь страшно представить себе, что нет Третьяковки, или Консерватории, или Большого театра. И только конфеты или реклама будут напоминать нам о бессмертных творениях Ивана Шишкина или Сергея Прокофьева.

Искусство как общение. Всероссийская олимпиада школьников по искусству (мировой художественной культуре) – одна из самых молодых: впервые она прошла в 2010 году. И участвовать в ней начинают рано, с 7 класса. Настроиться на вечные темы конкурсантам помог П.И.Чайковский, чью «Пиковую даму» они услышали в Казанском академическом русском большом драматическом театре имени великого русского актера В.И. Качалова.

Искусство как познание. На 1 туре юные искусствоведы преодолевали задания тестового типа, отвечая на вопросы, связанные с разными эпохами и видами искусств мировой художественной культуры. Для успешного выступления им нужно было показать, что они хорошо разбираются в искусстве, могут назвать произведения и проанализировать их, а также умеют красиво и точно выражать свои мысли и впечатления.

Не случайно столько внимания на олимпиаде было уделено песням, жанру, зародившемуся в древнем мифологическом прошлом, сопровождающем человека всю жизнь, от рождения до похорон. Вот и на открытии участники и гости разбирались в том, «О чём пели люди», на театрализованном представлении по мотивам пьесы В.С. Брыжинского на основе легенд, преданий и жизнеописаний реальных героев мордовского народа. А позже подтвердили особое место, которое занимают в русской культуре народные песни и песни советского времени, активно участвуя в интерактивной игре «Пой со мной».

Наверняка все олимпионики могли бы сами провести экскурсии там, где пролегли пути культурной программы олимпиадного марафона: и в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, и тропами государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск», и по музею-заповеднику «Казанский Кремль».

Искусство как сотворчество. 16 апреля участники проявляли свои творческие способности и фантазию на 2-м туре, где предлагалось придумать идею для документального фильма или плакат на заданную тему, создать проект энциклопедии или презентацию, иллюстрирующую возрождение Царскосельского лицея. Ведь, по словам Д.Дидро, «воображение – это способность вызывать образы, а человек, начисто лишенный этой способности, был бы курицей». Именно о творческом начале в искусстве говорили на мастер-классе по созданию кукол доцент Московского государственного педагогического университета А.С. Дежуров и руководитель центра «Одаренность» Института непрерывного педагогического образования Российского университета дружбы народов, доктор культурологии Г.И. Фазылзянова. А потом смогли продолжить обсуждение на лекции «Задания Всероссийской олимпиады школьников как способ выявления одаренности» заместителя председателя жюри, руководителя отдела дополнительного образования Института художественного образования и культурологии РАН В.В. Кузнецовой.

Искусство как удовольствие. Картины великих мастеров расскажут нам об ушедших днях. Античные скульптуры научат любить прекрасное. Греческая архитектура раскроет гармонию. Симфонии великих композиторов утешат и внушат надежду. Театр заставит пережить катарсис и очистить душу. Кинофильм подарит полтора часа удовольствия погружения в другую реальность. Об этом можно было порассуждать вместе с доцентом кафедры теории и истории культуры РУДН С.П. Калита, которая рассказала сопровождающим об инновационном образовательном направлении университета «Искусство и гуманитарные науки». Только искусство дает человеку возможность остро ощутить и напряженно пережить собственную свободу и одновременно – свое единство с миром и его ценностями. Такое единение с искусством и культурами 140 стран можно пережить в РУДН, где студенты со всех пяти земных континентов каждый день поют, танцуют, рассказывают о традициях национального искусства и приглашают к погружению в народные истоки.

Искусство – это не роскошь, а способ выживания. Оно утешает и поддерживает всегда, в любом настроении и состоянии. Надо только открыться ему. И жалок тот, кто оказывается беспомощным неучем в этой бескрайней вселенной. Как дышать вне искусства? Чем дышать без искусства? Оно несет в себе божью искру, которую, по словам великого Бетховена, музыка должна высекать из груди человека. Такими яркими искорками стали 6 победителей и 76 призеров самого творческого соревнования, и прежде всего – 4 абсолютных победительницы, девятиклассницы Екатерина Киреева из Москвы и Елизавета Майданова из Республики Татарстан, Елизавета Кожаринова из Москвы (10 класс) и Ралина Кунафина (11 класс) из Республики Татарстан.

На закрытии победителей чествовали Заместитель Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Т.П. Ларионова, заместитель Министра образования и науки Республики Татарстан, руководитель Департамента в сфере образования и контроля Н.В. Гречанникова, Министр культуры Республики Татарстан И.Х. Аюпова, исполнительный директор «Университета талантов» А.Ф. Акмалов и другие. Разделяя мнение известного писателя Т. Драйзера о том, что искусство — могучее средство исправления людского несовершенства, все они единодушно выразили надежду на то, что с помощью тех, кто верит в искусство, его красота спасет мир.

Автор: Галина Трофимова


Возврат к списку